menu

11:02
МАОУ № 145 Номинация "Эко забота"

 

«Красота – это плод постоянного

                                       вдохновения, порожденного упорным трудом»

                                                                                                            Делакруа

 

      Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает у детей чувство прекрасного, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где обучающиеся проводят много времени на переменах, после уроков, отдыхая летом  в пришкольном лагере. Программа внеурочной деятельности включает в себя массовые мероприятия, проводимые на территории пришкольного участка для учащихся, родителей, гостей школы.

Благоустройством пришкольного участка участники образовательного учреждения занимаются ежегодно, но структура почвы и особенности ландшафта не позволяют в полной мере использовать данную территорию для учебной, опытнической и экологической деятельности. Поэтому систематизируя опыт и знания, полученные в предыдущий период деятельности  положили  начало изучению данной проблемы и поиску новых решений.

Цель: создание на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической и экологической деятельности.

Для реализации цели определены следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по ландшафтному проектированию.
  2. Составить графический план по благоустройству пришкольного участка, через организацию коллективно-творческого дела.
  3. Развивать практические навыки и умения у учащихся по уходу за культурными растениями.
  4. Продолжить формирование культуры обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного и эстетического развития личности через совместную деятельность учащихся и педагогов в ходе работы по озеленению территории МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска».
  5. Продолжить формирование активной жизненной позиции по отношению к экологическим проблемам нашего района, города, страны.

Ожидаемые результаты:

-эстетически правильно оформленный участок,

-повышение экологической и трудовой культуры учащихся,

           -зеленый «буфер» для школы от ближайших объектов;

-создание дидактического материала для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Этапы реализации проекта:

      I.  Предпроектная оценка участка (октябрь–декабрь 2019).

      II.  Разработка проекта (декабрь 2019 – март 2020):

  1. изучение растений;
  2. эскиз плана местности с предполагаемыми   клумбами;
  3.  подбор растений;
  4. заготовка почвы для рассады и однолетних растений.

      III. Воплощение проекта в реальность (март 2020 – август 2021):

  1. выращивание рассады;
  2. посадка растений;
  3. зонирование территории;
  4. завоз щебня средней и крупной фракции, щепы;
  5. постройка декоративных конструкций;
  6. уход за клумбами.

     Семена однолетних растений мы собирали на пришкольном участке, землю для рассады, щебень, щепу приобрел родительский комитет школы.

Глава 1. Изучение литературы по созданию ландшафтного дизайна.

Озеленение  школьной  территории  должно  служить  целям  эстетического воспитания  учащихся.  Газоны,  рабатки  клумбы  с  цветочными  растениями  следует располагать перед зданием школы, на  переднем плане школьного  фасада и    в школьном дворе.

Для  правильного  использования  и  размещения  декоративных  растений,    прежде всего,  нужно  постоянно  помнить  об  особенностях  участка  –  его  увлажненности  и освещенности.  При  подборе  растений  для  цветов  необходимо  учитывать  их  высоту, строение  побегов,  окраску  листьев,  окраску  и  размер  цветов.  Растения  должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти.

По принципу планировки территории сады и парки можно разделить на регулярные и ландшафтные. Классический регулярный стиль предполагает геометрически правильную планировку территории с наличием партера – центрального цветника, парадной аллеи, стриженых изгородей, бордюр, архитектурных сооружений и искусственных водоемов. В ландшафтной композиции, которая больше подходит для пришкольного участка, ценится  естественная красота природы. В таких композициях подбирают растения с учетом не только их декоративных свойств, но и экологических условий местности.

        В начале проекта необходимо определиться и с общим стилем. Выбор стиля зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых   наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных. 

    Регулярный стиль

      Предполагает строгую симметрию в планировке участка. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие

человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность.

   Итальянский стиль

      Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность  итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными  или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

  Пейзажный стиль

      Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке  в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую   связь с ним.  Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.

 Восточный стиль

      К основным элементам, которые должны присутствовать на территории, относят камни, воду и ярко-зеленые растения. Предпочтение отдается местным ресурсам, то есть применяются растения и камни из той местности, где планируется перепланировка. Кроме этого нужно учесть:

  • асимметрию, которая видна в расположении предметов, в их цвете, величине, фактуре;
  • каменные мощения, как в виде дорожек, так и простое украшение;
  • вода, которая может присутствовать в фонтанах, ручейках, прудах и т.д;

В целом композиция должна быть уравновешенной. Добиться этого можно простым разделением территории на тематические зоны.

  Стиль «модерн»

      Стиль «модерн» – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и  теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – «лучше меньше, да лучше».  Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные  тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих  линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

 Голландский стиль

      Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

 Колониальный стиль

      Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах.

      Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля –  мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, перголы, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.

 Сельский стиль

      Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому  в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и   цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево,  кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных  расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи,  хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель  используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины,  мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок, или  плетень, ворота выполнены  «под старину», изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников. 

     Конечно, фрагменты участка могут  быть в разных стилях, но, главное, должна быть определена идея, увязывающая все фрагменты в одно целое, гармонирующие со зданием школы и обликом  окружающих строений. Для того чтобы прийти к этой цели, необходимо изучить участок с учетом месторасположения, климатических условий, и уже имеющихся растений.  Мы выбрали сельский стиль оформления участка, который нам больше всего подходит

 Итак, мы узнали, что, искусство озеленения существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы. По этим законам создаются сады, парки, скверы. А лучшим украшением каждого из них, как правило, становится цветник.

К цветникам регулярной композиции относят: клумбы, рабатки, бордюры, солитеры, ландшафтные композиции (миксбордеры, группы, массивы).

Клумбы.  Это  небольшие  цветники  различной  геометрической  формы.  Они  могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными. Устраивают  клумбы  на  газоне,  заасфальтированной  или  любой  другой  площадке  с твердым  покрытием.  Клумбы  делают  перед  зданием,  на  площадях  у  памятников. Поверхность  клумб  обычно  делают  плоской,    или  слегка  приподнятой  в  центре,  чтобы там не застаивалась вода. Небольшие клумбы чаще бывают плоскими, крупные, более 5 м, несколько приподняты к центру.

Чаще  клумбы  оформляют  однолетними  цветущими  и  декоративно-  лиственными  растениями,  хотя  можно  использовать  такие  двулетники  и  многолетники.  Рисунок  расположения  растений  на  маленьких  клумбах,  как  правило,  простой,  их  обычно засаживают  1  –  3  видами  или  сортами  одного  вида  растений.  На  клумбах  больших размеров  растения  высаживают  по  рисунку,  который  иногда  может  быть  сложны  и составляется из большого набора видов и сортов.

Рабатки.  Так  называют  цветники,  которые  представляют  собой  сравнительно узкие  полосы  из  цветов.  Ширина  их  обычно  от  40  –  50  до  150  см,  длина  произвольная,  поверхность ровная и лишь изредка, только на широких рабатках, ее делают в центре чуть  выпуклой  для  того,  чтобы  избежать  застоя  воды.  Рабатки  бывают  односторонние   и двусторонние,   ассиметричные  и  симметричные.  В  односторонних  рабатках  низкие  растения располагаются на переднем плане, а высокие – на заднем.

В двусторонних рабатках за более высокими растениями в центре на заднем плане  следует размещать те же низкорослые растения, что и на переднем плане. Рекомендуется  высаживать  на  двусторонних  рабатках  растения  с  цветками  следующих  цветов:  белые  и  красные  (розовые,  синие,  голубые),  синие  и  желтые,  синие  и  оранжевые,  фиолетовые  и  желтые,  оранжевые  и  фиолетовые.  Односторонние  рабатки  располагают  вдоль  стен  зданий, вдоль изгородей, иногда вдоль дорожек; двусторонние на пришкольных участках и  на  территории  детских  садов.  В  узких  и  длинных  рабатках  красиво  выглядят многочисленные  сорта  календулы  (ноготков)  с  желтой  и  оранжевой  окраской  цветков  в соцветиях – корзинках.

Бордюры.  Это  узкие  сплошные  полосы  шириной  от  10  до  40  см,  окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из  одного  вида  низкорослых  растений.  Растения  подбирают  компактные,  чтобы  полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста,  с  красивыми  листьями,  либо  с  крупными  цветками  или  соцветиями,  например, амарант, клещевина, молочай или мерила.

Партеры.  Это  сложные  цветники,  включающие  в  композицию  газоны,  клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны скульптуры, бассейн.

В  крупных  партерах  предусмотрены  дорожки.  Длина  партера  может  быть  равна длине  здания,  например  школы,  а  ширина  в  3  –  4  раза  меньше.  Одной  из  важнейших частей  партера,  как  правило,  являются  ковровые  цветники  из  летников  низкого  и карликового  роста.  Для  этой  цели  особенно  хорошо  подходят  сорта  бегонии вечноцветущей с белыми, розовыми и красными цветками и зелеными или пурпурными листьями. Очень декоративны низкорослые сорта агератума с синими, голубыми, белыми и  розовыми  цветками.  В  парадных  цветниках  очень  нарядны  рабатки  и  клумбы  из карликовой астры, низкорослых бархатцев, бегонии, огненной сальвии.

Миксбордеры,  или  смешанные  рабатки.  Это  смешанные  посадки  красиво цветущих  и  декоративно  –  лиственных  растений.  Их  размещают  группами   в  несколько рядов на удлиненной полосе земли в виде рабатки с нечеткими контурами. Непременное условие  при  создании  миксбордера  –  непрерывное  цветение  то  одного,  то  другого  его участка с ранней весны до морозов. Чаще  всего  миксбордеры  имеют  вид  живописной  полосы  правильной  или неправильной формы. Ширина ее колеблется от 1,5 до 4 м. Разбивают миксбордер вдоль дорожки,  изгороди,  стены  здания  или  свободно  растущих  кустарников.  В  миксбордеры чаще всего высаживают последовательно цветущие растения. Весной цветут луковичные и клубнелуковичные многолетники, затем их сменяют летники или цветущие растения в горшках

Группы.  Так называют посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений. В больших группах может быть до сотни растений на площади от 3  –  5 м    до 40  –  50 м.  Группы могут украшать газон, они очень красивы в сочетании со скульптурами, фонтанами, декоративными камнями. Для таких групп очень хороши  астильба,  астра,  бархатцы,  пион,  флокс,  хризантема.  Гораздо  сложнее  создать группу из нескольких видов или сортов. В этом случае нужно учитывать их высоту, время цветения,  окраску.  Сочетания  могут  быть  самые  разнообразные.  Однако  в  группе  не следует использовать более пяти видов растений.

Для  образования  групп  пригодны  следующие  растения:  аконитум,  боккония, георгины,  дельфиниум,  канны,  мальва,  мак.  Хороши  группы  из  многолетников, различающихся по форме и окраске, например: ирисы, окаймленные примулами, красные гейхеры  –  белоснежными  колокольчиками,  синие  дельфиниумы  –  ярко  –  красным  флоксом, желтые рудбекии – лиловыми астрами.

При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений.

Массивы  -  это  цветники  площадью  500  –  1000  м и  более,  которые  создают  на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог. При их устройстве обычно используют многолетники. Проанализировав  расположение   цветников,  мы  выбрали  клумбы,  рабатки, бордюры.

Глава 2.  Создание проекта озеленения пришкольного участка

2.1.Выбор планировки участка

Здание школы было построено 50 лет назад на участке, полностью лишенном растительности при строительстве. За время  существования на участке начал формироваться свой природный ландшафт, созданный руками человека и самой природы.

Общая площадь территории школы и школьного двора 0,6 га и включает следующие разделы:

- овощной отдел (0.04га)

- цветочно-декоративный отдел (0,2га)

- плодово- ягодный отдел (0.06га)

- коллекционный отдел (0,01га)

- дендрологический отдел(0,22га)

-«Зеленый" открытый класс (0,03 га)

Территория школы ограждена по периметру железным и бетонным забором высотой 2,5 метра и имеет естественную изгородь в виде насаждений из тополя серебристого, что является своеобразной «живой изгородью» от ближайших промышленных предприятий поселка Новосинеглазовский.

В этом учебном году мы запланировали изменить стиль ландшафта и сделать его в восточном стиле. Для этого цветочно-декоративный отдел прозонировали: входную группу будут представлять клумба «Моэ» и две клумбы «Хонг», центральный цветник «Инь Янь» из пяти клумб, «Сад камней», несколько   бордюров, несколько моноклумб и  две альпийские горки (рокарий).

 

Категория: Акция эко волонтеры | Просмотров: 181 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar